РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов
Принят Государственной
Думой 3 июля
2009 года
Одобрен Советом
Федерации 7 июля
2009 года
(В редакции федеральных законов
от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 21.10.2013 № 279-ФЗ,
от 04.06.2018 № 145-ФЗ, от 11.10.2018 № 362-ФЗ,
от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
Статья 1
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и
организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных
факторов и их последующего устранения.
2. Коррупциогенными факторами являются положения
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов),
устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения
или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения,
содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования
к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления
коррупции.
Статья 2
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы
проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного
правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; (В редакции
Федерального закона от 04.06.2018 № 145-ФЗ)
3) обоснованность, объективность и проверяемость
результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной
власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с
институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Статья 3
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии
с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой
Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством
Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области
юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и
согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами - в
соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном
нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской
Федерации.
2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят
антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций,
их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности,
государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного,
лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного
законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства,
регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных
организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального
закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим)
государственные или муниципальные должности, должности государственной или
муниципальной службы.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области
юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента
Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской
Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными
государственными органами и организациями, - при проведении их правовой
экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к
проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами
исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, -
при проведении их правовой экспертизы; (В редакции федеральных законов
от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 21.10.2013 № 279-ФЗ)
3) нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных органов и организаций,
затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный
характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых
актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их
государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в
федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
4. Органы, организации, их должностные лица проводят
антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге
их применения.
5. Органы, организации, их должностные лица в случае
обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов)
коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их
компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов,
принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями,
проводится органами, организациями, которым переданы полномочия
реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге
применения данных нормативных правовых актов. (Дополнение частью - Федеральный
закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов,
принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями,
полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы,
проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных
нормативных правовых актов. (Дополнение частью - Федеральный закон
от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
8. При выявлении в нормативных правовых актах
реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных
факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и
(или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого
относится осуществление функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности,
принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта,
направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и
(или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Дополнение
частью - Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
Статья 4
1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных
правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного
правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении
антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3
настоящего Федерального закона (далее - заключение).
2. В требовании прокурора об изменении нормативного
правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном
правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и
предложены способы их устранения.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового
акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией
или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления
требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или
должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления,
подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего
органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в
соответствии с его компетенцией.
4. Требование прокурора об изменении нормативного правового
акта может быть обжаловано в установленном порядке.
41. Заключения,
составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях,
предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона,
носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в
нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных
государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и
обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций
или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных
образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы
муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной
регистрации. (Дополнение частью - Федеральный закон
от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
5. Заключения, составляемые при проведении
антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части
3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и
подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или
должностным лицом. (В редакции Федерального закона
от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении
коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. (В редакции Федерального закона
от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
Статья 5
1. Институты гражданского общества и граждане Российской
Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными
правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить
независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов
нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по
проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
(проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти в области юстиции. (В редакции федеральных законов
от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
11. Не
допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную
судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в
виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за
совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в
связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и
организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального
закона;
4) международными и иностранными организациями;
5) иностранными агентами. (В редакции
Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
(Дополнение частью - Федеральный закон
от 11.10.2018 № 362-ФЗ)
2. В заключении по результатам независимой
антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном
правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и
предложены способы их устранения.
3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной
экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному
рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно
направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам
рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу,
направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении
отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Президент Российской
Федерации Д.Медведев
Москва, Кремль
17 июля 2009 года
№ 172-ФЗ