УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Национальном плане противодействия коррупции на
2018 - 2020 годы
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
"О противодействии коррупции" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия
коррупции на 2018 - 2020 годы.
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти,
иных федеральных государственных органов обеспечить в соответствии с
Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы,
утвержденным настоящим Указом (далее - Национальный план), реализацию
предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 сентября 2018 г.
соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов
исполнительной власти, иных федеральных государственных органов.
3. Рекомендовать:
а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,
Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации,
Центральному банку Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию
предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в планы противодействия
коррупции этих федеральных государственных органов;
б) высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации,
органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом
реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные
антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы
противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
4. Доклады о результатах исполнения пункта 3 настоящего
Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные
программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции),
представить до 1 октября 2018 г.
5. Установить, что доклады о результатах исполнения
настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее - доклады)
представляются:
а) Правительством Российской Федерации, федеральными
органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет
Президент Российской Федерации, - Президенту Российской Федерации;
б) федеральными органами исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации,
государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными
фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для
выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской
Федерации, - в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных
докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в
течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления
докладов;
в) иными федеральными государственными органами и
организациями - Президенту Российской Федерации;
г) высшими должностными лицами (руководителями высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации - полномочным представителям Президента Российской Федерации в
федеральных округах для подготовки сводных докладов. Сводные доклады
представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с
установленной Национальным планом даты представления докладов;
д) органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления - высшим должностным лицам
(руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов
Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады
представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в
федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом
даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской
Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов должностных лиц
(руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов
Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их
Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной
Национальным планом даты представления докладов;
е) организациями, созданными для выполнения задач,
поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, -
руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады
представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с
установленной Национальным планом даты представления докладов;
ж) организациями, созданными для выполнения задач,
поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, -
руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады
представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с
установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство
Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей этих
федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и
представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с
установленной Национальным планом даты представления докладов;
з) организациями, созданными для выполнения задач,
поставленных перед иными федеральными государственными органами, -
руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады
представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с
установленной Национальным планом даты представления докладов.
6. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по
противодействию коррупции:
а) образовать рабочую группу по мониторингу реализации
мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на
2018 - 2020 годы;
б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной
в подпункте "а" настоящего пункта, о реализации за отчетный период
мероприятий, предусмотренных Национальным планом.
7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных
с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном
бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской
Федерации В.Путин
Москва, Кремль
29 июня 2018 года
№ 378
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 29 июня 2018 г. № 378
Национальный план противодействия коррупции на 2018 -
2020 годы
Мероприятия, предусмотренные настоящим Национальным планом,
направлены на решение следующих основных задач:
совершенствование системы запретов, ограничений и требований,
установленных в целях противодействия коррупции;
обеспечение единообразного применения законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения
эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных
нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ
"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные
должности, и иных лиц их доходам" порядка осуществления контроля за
расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в
отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на
законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах,
расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
повышение эффективности просветительских, образовательных и иных
мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения
государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе
антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере
бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от
злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;
систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по
вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в
правовом регулировании в области противодействия коррупции;
повышение эффективности международного сотрудничества Российской
Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного
авторитета России.
I. Совершенствование системы запретов, ограничений и
требований, установленных в целях противодействия коррупции
1. Правительству Российской Федерации:
а) до 1 октября 2018 г. разработать и утвердить:
методику оценки планов противодействия коррупции федеральных
государственных органов и эффективности реализации этих планов, а также
установить порядок определения должностных лиц федеральных государственных
органов, ответственных за разработку и реализацию политики в области
противодействия коррупции;
методику проведения социологических исследований в целях оценки
уровня коррупции в субъектах Российской Федерации;
б) до 1 ноября 2018 г. внести в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов,
предусматривающих:
распространение на работников, замещающих отдельные должности в
организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в
целях противодействия коррупции;
совершенствование антикоррупционных стандартов для работников,
замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных
внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для
выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а
также введение антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных
обществ, учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями
(компаниями), публично-правовыми компаниями;
совершенствование мер ответственности в отношении лиц,
замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации
и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение
запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия
коррупции;
совершенствование в целях противодействия коррупции порядка
получения подарков отдельными категориями лиц;
в) до 1 февраля 2019 г. представить предложения
по внесению в законодательство Российской Федерации изменений,
предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и
требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие
обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением;
г) до 1 марта 2019 г. разработать критерии,
согласно которым несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных
в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим
за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным
правонарушениям, а также представить предложения по определению обстоятельств,
смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов,
ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении
взыскания.
2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации ежегодно,
до 1 марта, информировать председателя президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах деятельности, осуществляемой
правоохранительными органами, по борьбе с преступлениями коррупционной
направленности.
3. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации обеспечить:
а) ежегодное проведение социологических исследований на
основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, в целях
оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 1 февраля;
б) повышение эффективности деятельности органов субъектов
Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до
1 марта;
в) рассмотрение на заседаниях комиссий по координации
работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации вопроса о
повышении самостоятельности органов субъектов Российской Федерации по
профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе путем их
преобразования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в
самостоятельные государственные органы, подчиненные непосредственно высшим
должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов Российской Федерации. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 декабря 2018 г.;
г) проведение общественных обсуждений (с привлечением
экспертного сообщества) проектов планов противодействия коррупции на
2018 - 2020 годы органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
д) ежегодное рассмотрение отчета о выполнении региональной
антикоррупционной программы (плана противодействия коррупции) в субъекте
Российской Федерации и до 1 февраля года, следующего за отчетным годом,
размещение такого отчета в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" на официальном сайте высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации в разделе
"Противодействие коррупции".
II. Обеспечение единообразного применения законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения
эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов
4. Правительству Российской Федерации проводить мониторинг
реализации лицами, замещающими должности, назначение на которые и освобождение
от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, обязанности
принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и в
случае необходимости предпринимать действия по совершенствованию механизмов
предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 сентября 2020 г.
5. Правительству Российской Федерации с участием
Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Верховного Суда Российской
Федерации до 1 октября 2018 г. рассмотреть вопрос о целесообразности
законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или)
урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные
должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской
Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной
службы.
6. Правительству Российской Федерации с участием
Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
а) рассмотреть вопрос о целесообразности введения
административной ответственности за нарушение требований законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и
урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего
подпункта представить до 1 ноября 2019 г.;
б) подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую
представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной
гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней
сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих
супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2019 г.
7. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской
Федерации до 1 декабря 2018 г. рассмотреть вопрос об установлении и
законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета
Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта
интересов, а также за иные нарушения требований законодательства Российской
Федерации о противодействии коррупции.
8. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации
подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и
урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих
полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических
лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны
финансовыми или иными обязательствами.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 июля 2019 г.
9. Генеральной прокуратуре Российской Федерации представить
Президенту Российской Федерации информацию о результатах проверок соблюдения
лицами, замещающими должности в федеральных государственных органах, органах
государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного
самоуправления, требований законодательства Российской Федерации о
противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта
интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 сентября 2020 г.
10. Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации до 1 августа 2018 г. разработать методические рекомендации
по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по
предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
11. Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечивать
каждые шесть месяцев подготовку обзора практики применения законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции в части, касающейся
предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и распространение этого
обзора с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о
государственной и иной охраняемой законом тайне (в том числе размещение в
федеральной государственной информационной системе в области государственной
службы) среди заинтересованных федеральных государственных органов и
организаций.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 15 марта.
12. Руководителям федеральных государственных органов
обеспечить принятие мер по повышению эффективности:
а) контроля за соблюдением лицами, замещающими должности в
федеральных государственных органах, требований законодательства Российской
Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и
урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением таких лиц к
ответственности в случае их несоблюдения;
б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел
государственных служащих, в том числе контроля за актуализацией сведений,
содержащихся в анкетах, представляемых в федеральные государственные органы при
поступлении на государственную службу, об их родственниках и свойственниках в
целях выявления возможного конфликта интересов;
в) реализации требований законодательства Российской
Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и
урегулирования конфликта интересов, в организациях, созданных для выполнения
задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.
13. Высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в
пределах своих полномочий обеспечить принятие мер по повышению эффективности:
а) контроля за соблюдением лицами, замещающими
государственные должности субъектов Российской Федерации, должности
государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и
муниципальные должности, требований законодательства Российской Федерации о
противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта
интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности в случае их
несоблюдения;
б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел
лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и
должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в
том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах,
представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую
службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного
конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.
14. Рекомендовать руководителям органов местного
самоуправления в пределах своих полномочий обеспечить принятие мер по повышению
эффективности:
а) контроля за соблюдением лицами, замещающими должности
муниципальной службы, требований законодательства Российской Федерации о
противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта
интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности в случае их
несоблюдения;
б) кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел
лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, в том
числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах,
представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую
службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного
конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля. Итоговый доклад представить до 1 декабря
2020 г.
III. Совершенствование мер по противодействию коррупции
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц
15. Правительству Российской Федерации с участием
заинтересованных федеральных государственных органов рассмотреть вопросы и
подготовить предложения о целесообразности:
а) уточнения условий, при которых может возникнуть конфликт
интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
б) установления требования, направленного на недопущение
возникновения конфликта интересов между участником закупки и заказчиком при
осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля
2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц");
в) определения сведений, подлежащих обязательному раскрытию
должностными лицами заказчика в целях недопущения возникновения конфликта
интересов, а также порядка раскрытия таких сведений;
г) установления обязанности участника закупки представлять
заказчику информацию в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о
возможности возникновения конфликта интересов с заказчиком;
д) установления обязанности участника закупки представлять
заказчику декларацию об отсутствии факта привлечения к административной
ответственности за совершение административного правонарушения,
предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, и обязанности заказчика проверять
соответствие участников закупки такому требованию при осуществлении закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Доклад о результатах исполнения подпунктов "а" -
"д" настоящего пункта представить до 1 июля 2019 г.;
е) проведения обязательного общественного обсуждения
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных
нужд, в случае если начальная (минимальная) цена контракта составляет
соответственно 50 млн. рублей и 5 млн. рублей. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 февраля 2019 г.;
ж) установления запрета на привлечение к исполнению
государственных и муниципальных контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из
числа юридических лиц, подконтрольных руководителю заказчика, его заместителю,
члену комиссии по осуществлению закупок, руководителю контрактной службы
заказчика, контрактному управляющему, а также их супругам, близким
родственникам и свойственникам. Доклад о результатах исполнения настоящего
подпункта представить до 1 сентября 2019 г.;
з) установления запрета на осуществление закупок у
поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или)
контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря
2018 г.;
и) наделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации
полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлеченных к
административной ответственности в соответствии со статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
а также по определению сведений, подлежащих включению в названный реестр, и
порядка их размещения в единой информационной системе в сфере закупок. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря
2018 г.;
к) обеспечения условий для своевременного выявления
заказчиком обстоятельств, свидетельствующих о возможности возникновения
конфликта интересов, в том числе посредством межведомственного информационного
взаимодействия. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 июля 2019 г.;
л) установления обязанности заказчиков обосновывать
начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в
соответствии с Федеральным законом "О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта
2019 г.;
м) установления административной ответственности:
юридического лица, его должностных лиц - за осуществление
закупки с нарушением требований, предусмотренных пунктами 71
и 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля
2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд");
юридического лица - за предоставление заведомо ложных
сведений о непривлечении его в течение двух лет до момента подачи заявки на
участие в закупке к административной ответственности за совершение
административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить
до 1 марта 2020 г.;
н) усиления контроля за деятельностью должностных лиц
заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных или муниципальных нужд в целях исключения необоснованного
применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) неустоек (штрафов, пеней)
и за привлечением этих должностных лиц к дисциплинарной и материальной
ответственности. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 апреля 2019 г.
16. Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации с участием заинтересованных федеральных государственных органов
разработать методические рекомендации:
а) по проведению в федеральных государственных органах,
органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного
самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях,
осуществляющих закупки в соответствии с федеральными законами "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" и "О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы,
направленной на выявление личной заинтересованности государственных и
муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая
приводит или может привести к конфликту интересов. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 апреля 2019 г.;
б) по выявлению и минимизации коррупционных рисков при
осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 апреля 2020 г.
IV. Совершенствование порядка осуществления контроля за
расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в
отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на
законные доходы. Обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о
доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
17. Правительству Российской Федерации:
а) с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
и Верховного Суда Российской Федерации рассмотреть вопрос и подготовить
предложения о расширении видов имущества, подлежащего обращению в доход
Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы
роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений,
подтверждающих его приобретение на законные доходы. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 февраля 2019 г.;
б) с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
подготовить на основе практики применения законодательства Российской Федерации
о противодействии коррупции предложения по совершенствованию порядка
осуществления контроля за расходами, предусмотренного Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ
"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные
должности, и иных лиц их доходам". Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 апреля 2020 г.;
в) с участием Администрации Президента Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации и высших должностных лиц (руководителей
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской
Федерации обеспечить введение с 1 января 2019 г. требования об
использовании специального программного обеспечения "Справки БК"
всеми лицами, претендующими на замещение должностей или замещающими должности,
осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять
сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера своих супругов и несовершеннолетних детей, при заполнении справок о
доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 февраля 2019 г.;
г) с участием Администрации Президента Российской Федерации
рассмотреть вопрос и подготовить предложения о целесообразности корректировки
объема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также об оптимизации правил хранения (приобщения к
личному делу) указанных сведений. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 декабря 2018 г.;
д) с участием Счетной палаты Российской Федерации и
Центрального банка Российской Федерации подготовить предложения о введении
единой формы представления кредитными организациями гражданам сведений о
наличии счетов и иной информации, необходимой для заполнения справок о доходах,
расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября
2018 г.;
е) с участием Центрального банка Российской Федерации
подготовить предложения по совершенствованию порядка представления информации
кредитными организациями в органы государственной власти субъектов Российской
Федерации по их запросам при осуществлении ими проверок достоверности и полноты
сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера в отношении соответствующих категорий лиц. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 мая 2019 г.
18. Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием
Администрации Президента Российской Федерации и Верховного Суда Российской
Федерации подготовить проект федерального закона, предусматривающего
установление контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в
совершении преступлений коррупционной направленности, и последующее обращение в
доход Российской Федерации имущества, обнаруженного при расследовании таких
преступлений.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 ноября 2018 г.
19. Федеральной службе охраны Российской Федерации с
участием Администрации Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных государственных
органов рассмотреть вопрос о возможности создания и внедрения в Администрации
Президента Российской Федерации, иных федеральных государственных органах,
органах государственной власти субъектов Российской Федерации информационной
системы, соответствующей требованиям информационной безопасности и
сформированной на основе информационной системы в области противодействия
коррупции, эксплуатируемой в Администрации Президента Российской Федерации, для
осуществления информационного взаимодействия указанных органов в целях
противодействия коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 октября 2018 г.
V. Повышение эффективности просветительских,
образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование
антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих,
популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного
правосознания
20. Правительству Российской Федерации:
а) подготовить предложения о внесении в законодательство
Российской Федерации изменений, предусматривающих утверждение типовых
дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 октября 2018 г.;
б) обеспечить проведение ежегодного повышения квалификации
федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит
участие в противодействии коррупции (не менее 1000 человек в год). Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до
1 апреля. Итоговый доклад представить до 1 декабря 2020 г.;
в) обеспечить включение в федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального и
высшего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся
компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному
поведению, а в профессиональной деятельности - содействовать пресечению
такого поведения. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 июля 2019 г.;
г) обеспечить утверждение и реализацию программы по
антикоррупционному просвещению обучающихся на 2018 - 2019 годы.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до
1 марта 2020 г.;
д) реализовать комплекс мероприятий, направленных на
качественное повышение эффективности деятельности пресс-служб федеральных
государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по информированию общественности о
результатах работы соответствующих органов, подразделений и должностных лиц по
профилактике коррупционных и иных нарушений. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 мая 2019 г.;
е) подготовить предложения по совершенствованию
взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
осуществляющих противодействие коррупции в пределах своих полномочий, с
субъектами общественного контроля. Доклад о результатах исполнения настоящего
подпункта представить до 1 февраля 2019 г.
21. Правительству Российской Федерации с участием
Генеральной прокуратуры Российской Федерации организовать проведение научных
междисциплинарных исследований, по результатам которых подготовить предложения,
направленные на совершенствование мер по противодействию коррупции в части,
касающейся:
а) выявления личной заинтересованности (в том числе скрытой
аффилированности), которая может привести к конфликту интересов, и повышения
эффективности мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
б) повышения эффективности противодействия коррупции в
сфере бизнеса;
в) повышения эффективности противодействия коррупции в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или
муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц;
г) совершенствования порядка осуществления контроля за
расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в
отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на
законные доходы;
д) использования современных технологий в работе по
противодействию коррупции;
е) унификации форм статистической отчетности о результатах
реализации мер по противодействию коррупции в федеральных государственных
органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах
местного самоуправления и организациях;
ж) разработки комплекса просветительских мероприятий,
направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным
проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного
просвещения.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 октября 2020 г.
22. Правительству Российской Федерации с участием
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской
Федерации, заинтересованных федеральных государственных органов, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций обеспечить
проведение научно-практических конференций и иных мероприятий по вопросам
реализации государственной политики в области противодействия коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 марта.
23. Правительству Российской Федерации с участием
Администрации Президента Российской Федерации подготовить предложения по
созданию механизма предоставления грантов организациям, которые показали
наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан,
популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия
коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 октября 2018 г.
24. Руководителю Администрации Президента Российской
Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации
по противодействию коррупции, обеспечивать проведение ежегодных
семинаров-совещаний по актуальным вопросам применения законодательства
Российской Федерации о противодействии коррупции с руководителями подразделений
федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по
профилактике коррупционных и иных правонарушений.
25. Министерству юстиции Российской Федерации с участием
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и
Федеральной службы по финансовому мониторингу провести мониторинг деятельности
некоммерческих организаций, уставами которых предусмотрено участие в
противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их деятельности
заявленным целям.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 апреля 2019 г.
26. Министерству культуры Российской Федерации с участием
заинтересованных федеральных государственных органов и организаций разработать
комплекс мер, направленных на привлечение наиболее компетентных специалистов в
области рекламы, средств массовой информации и общественных связей для
качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей
формированию в обществе неприятия всех форм коррупции, а также на поиск форм и
методов воздействия на различные слои населения в целях формирования
негативного отношения к данному явлению.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 декабря 2018 г.
27. Руководителям федеральных государственных органов
обеспечить обучение федеральных государственных служащих, впервые поступивших
на государственную службу для замещения должностей, включенных в перечни
должностей, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации,
по образовательным программам в области противодействия коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 ноября 2020 г.
28. Председателю Центрального банка Российской Федерации,
руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний
и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными
государственными органами, обеспечить:
а) ежегодное повышение квалификации лиц, в должностные
обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до
1 апреля. Итоговый доклад представить до 1 декабря 2020 г.;
б) обучение лиц, впервые принятых на работу в указанные
организации для замещения должностей, включенных в перечни должностей,
установленные такими организациями, по образовательным программам в области
противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 ноября 2020 г.
29. Высшим должностным лицам (руководителям высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации
обеспечить:
а) ежегодное повышение квалификации государственных
гражданских служащих субъектов Российской Федерации, в должностные обязанности
которых входит участие в противодействии коррупции. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 1 апреля.
Итоговый доклад представить до 1 декабря 2020 г.;
б) обучение государственных гражданских служащих субъектов
Российской Федерации, впервые поступивших на государственную службу субъектов
Российской Федерации для замещения должностей, включенных в перечни должностей,
установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, по
образовательным программам в области противодействия коррупции. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября
2020 г.
30. Рекомендовать руководителям органов местного
самоуправления и главам муниципальных образований обеспечить:
а) ежегодное повышение квалификации муниципальных служащих,
в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до
1 апреля. Итоговый доклад представить до 1 декабря 2020 г.;
б) обучение муниципальных служащих, впервые поступивших на
муниципальную службу для замещения должностей, включенных в перечни,
установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, по
образовательным программам в области противодействия коррупции. Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября
2020 г.
31. Рекомендовать федеральному государственному
научно-исследовательскому учреждению "Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации":
а) организовать ежегодное проведение Евразийского
антикоррупционного форума. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 ноября 2020 г.;
б) с участием заинтересованных образовательных и научных
организаций подготовить предложения о комплексной организации рецензирования
подготовленных к изданию научных, учебных и методических работ по вопросам
противодействия коррупции для использования их в системе высшего и
дополнительного профессионального образования. Доклад о результатах исполнения
настоящего подпункта представить до 1 апреля 2019 г.
VI. Совершенствование мер по противодействию коррупции в
сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности
от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц
32. Правительству Российской Федерации с участием
Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
а) разработать механизм, позволяющий государственным и
муниципальным заказчикам получать в автоматизированном режиме сведения о
юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье
19.28 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 февраля 2019 г.;
б) рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка и
механизма привлечения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность
на территории Российской Федерации, к административной ответственности за
нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии
коррупции независимо от места совершения коррупционного правонарушения. Доклад
о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта
2019 г.
33. Правительству Российской Федерации с участием
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных
организаций "Российский союз промышленников и предпринимателей" и
"ОПОРА России" подготовить предложения, направленные на
стимулирование участия организаций в противодействии коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 мая 2019 г.
34. Правительству Российской Федерации с участием
представителей соответствующих объединений субъектов предпринимательской
деятельности рассмотреть вопросы о механизмах и условиях введения в
организациях антикоррупционных стандартов и об их применении, в частности при
установлении деловых отношений с контрагентами; в отдельных сферах хозяйственной
деятельности, подверженных коррупционным рискам или имеющих стратегическое
значение для государства; при участии в закупках товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до
1 октября 2019 г.
35. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
а) с участием Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной
таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов подготовить
предложения по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны
должностных лиц правоохранительных и контрольных органов и необоснованного
проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также применения мер процессуального
принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности
организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить
до 1 ноября 2019 г.;
б) с участием Следственного комитета Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы
безопасности Российской Федерации проанализировать практику применения меры
пресечения в виде заключения под стражу при расследовании преступлений в сфере
экономической деятельности, в том числе обоснованность применения указанной
меры пресечения, и в случае необходимости подготовить предложения, направленные
на сокращение ее применения к лицам, подозреваемым в совершении таких
преступлений. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить
до 1 сентября 2019 г.
36. Рекомендовать Торгово-промышленной палате Российской
Федерации:
а) продолжить проведение ежегодного независимого
исследования в целях выявления отношения предпринимательского сообщества к
коррупции и оценки его представителями государственной политики в области
противодействия коррупции ("бизнес-барометр коррупции"). Доклад о
результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до
1 февраля;
б) с участием общероссийских общественных организаций
"Российский союз промышленников и предпринимателей" и "ОПОРА
России", иных заинтересованных организаций и с привлечением представителей
федеральных государственных органов, осуществляющих реализацию государственной
политики в области противодействия коррупции, научно-исследовательских и
образовательных организаций, объединений субъектов предпринимательской
деятельности, коммерческих организаций, государственных корпораций (компаний) и
организаций, участвующих в осуществлении международного сотрудничества в
области противодействия коррупции, обеспечить проведение ежегодных
всероссийских акций, направленных на внедрение в сферу бизнеса
антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и
процедур комплаенса. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представлять ежегодно, до 15 декабря.
VII. Систематизация и актуализация нормативно-правовой базы
по вопросам противодействия коррупции. Устранение пробелов и противоречий в
правовом регулировании в области противодействия коррупции
37. Правительству Российской Федерации:
а) с участием Верховного Суда Российской Федерации,
Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета
Российской Федерации подготовить проект федерального закона, предусматривающего
включение лиц, выполняющих организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, долями в
уставном капитале которых прямо или косвенно (через одно или несколько
юридических лиц) владеет Российская Федерация или субъект Российской Федерации,
в перечень должностных лиц, предусмотренный примечаниями к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2018 г.;
б) с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации
проанализировать практику реализации положений статьи 592
Федерального закона от 27 июля 2004 г.
№ 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации". Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта
представить до 1 октября 2019 г.;
в) с участием Администрации Президента Российской
Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и иных заинтересованных
федеральных государственных органов подготовить предложения по систематизации
законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (в том числе
проекты соответствующих нормативных правовых актов). Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2019 г.
38. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации до
1 апреля 2019 г. подготовить обзоры судебной практики по уголовным
делам, в ходе которых рассматриваются ходатайства следователей следственных
органов о наложении ареста на имущество по основаниям, предусмотренным частью 1
статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации, в том числе при отсутствии заявленного гражданского иска.
39. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
а) с участием Верховного Суда Российской Федерации,
Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности
Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации подготовить
предложения по совершенствованию Уголовного кодекса Российской
Федерации в части, касающейся установления дополнительных
квалифицирующих признаков мелкого взяточничества. Доклад о результатах
исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2019 г.;
б) с участием федерального государственного
научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации"
рассмотреть вопросы о возможности привлечения заинтересованных научных
организаций и образовательных организаций высшего образования к участию в
проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, а также о стимулировании такого участия. Доклад
о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 августа
2019 г.
VIII. Повышение эффективности международного сотрудничества
Российской Федерации в области противодействия коррупции. Укрепление
международного авторитета России
40. Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием
Администрации Президента Российской Федерации, Министерства иностранных дел
Российской Федерации и иных федеральных государственных органов обеспечить
практически значимое участие Российской Федерации в деятельности Группы
государств против коррупции и функционировании обзорного механизма Конвенции
ООН против коррупции.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля.
41. Министерству иностранных дел Российской Федерации с
участием заинтересованных федеральных государственных органов обеспечить
эффективное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных
мероприятиях, в том числе в деятельности рабочей группы АТЭС по борьбе с
коррупцией и обеспечению транспарентности, рабочей группы по противодействию
коррупции "Группы двадцати", рабочей группы по противодействию
коррупции государств - участников БРИКС, а также в деятельности
Международной антикоррупционной академии.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля.
42. Министерству юстиции Российской Федерации с участием
Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономического
развития Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных
государственных органов обеспечить результативное участие Российской Федерации
в деятельности рабочей группы Организации экономического сотрудничества и
развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении
международных коммерческих сделок.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять ежегодно,
до 1 февраля.
43. Федеральной службе по финансовому мониторингу с
участием заинтересованных федеральных государственных органов обеспечить
активное и практически значимое участие Российской Федерации в деятельности
Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и Группы
подразделений финансовой разведки "Эгмонт", направленное на
реализацию российских инициатив по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, в связи с совершением преступлений коррупционной
направленности.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять
ежегодно, до 1 февраля.
_________________